Налоговые льготы

Инвалидам, а также организациям, в которых работают инвалиды, государством предусмотрены налоговые льготы.

В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.133 НК РК налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на произведенные расходы по оплате труда инвалидов 2-кратном размере и на 50 процентов от суммы исчисленного социального налога от заработной платы и других выплат инвалидам.

Доходы организации, осуществляющих деятельность в социальной сфере не подлежат налогообложению, при условии, что доходы от такой деятельности с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода таких организаций (это организации осуществляющие деятельность в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидоворганизаций, в которых численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51 процента от общего числа работников; расходы организаций по оплате труда инвалидов за налоговый период составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения, - не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда) ( ст.135 НК РК).

Не подлежат налогообложению доходы инвалидов I и II групп, в пределах 45-кратного минимального размера заработной платы , а доходы инвалидов III группы в пределах 27-кратного минимального размера заработной платы в год, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (пп.13 и 14 п.1 ст.156 НКРК).

Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации товаров/работ/услуг (кроме оборотов по реализации товаров/работ/услуг от торгово-посреднической деятельности и оборотов по производству и реализации подакцизных товаров и видов деятельности) общественных объединений инвалидов, а также производственных организаций, если такие объединения и организации соответствуют следующим условиям: инвалиды составляют не менее 51 процента от общего числа работников таких производственных организаций; расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, зрения, - не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда (пп.13 ст.248 НК РК);

Специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, уплачивают социальный налог по ставке 4,5 процента, тогда как другие организаций уплачивают социальный налог по ставке 11 процентов (п.3 ст.358 НК РК).

Инвалиды, а также индивидуальные предприниматели с ограниченными возможностями освобождены от уплаты ряда государственных пошлин и сборов:

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 ст.457 НК РК инвалиды освобождены от следующих видов сборов:

- за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей (касается инвалидов I, II и III групп занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица);

- за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- за государственную регистрацию залога движимого имущества, ипотеки судна или строящегося судна;

- при государственной регистрации прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав.

В соответствии с пп.12 и 17 ст.541 НК РК инвалиды и общественные объединения инвалидов и (или) созданные ими организации, в которых работают не менее 35 процентов инвалидов по потере слуха, речи, а также зрения - при подаче исков в своих интересах освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах.

В соответствии с пп.4 ст.542 инвалиды освобождены от уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий.

О порядке определения численности для предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям, использующим труд инвалидов:

Льготы по налогам и платежам, предусмотренные на основании статьи 34 Закона Республики Казахстан "О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан" и другими законодательными актами Республики Казахстан (в 1995 году не противоречащие Указу Президента Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 1995 год") для предприятий и организаций, использующих труд инвалидов, предоставляются исходя из фактической среднесписочной численности инвалидов в общей среднесписочной численности работающих на предприятии за период работы предприятия, по которому происходит исчисление налогов и платежей.

Среднесписочная численность определяется на основании "Инструкции по статистике численности и заработной платы работающих по найму", утвержденной постановлением Госкомстата Республики Казахстан от 2 ноября 1993 года N 232.

На основании данной инструкции среднесписочная численность исчисляется путем суммирования человеко-дней явок и неявок на работу (включая праздничные дни, нерабочие и выходные дни) численности работников списочного состава за каждый месяц (период) и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца (периода).

Численность явочная (на дату) - это показатель численности работников списочного состава предприятия на определенное число отчетного периода, например на первое или последнее число месяца, включая принятых и исключая выбывших в этот день работников.

Учет личного состава ведется в отделе кадров предприятия (организации) и структурных единиц с использованием следующих первичных учетных документов: приказа (распоряжения) о приеме на работу (ф. Т-1), приказа (распоряжения) о переводе на другую работу (ф. Т-5), приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска (ф. Т-6), приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора (ф. Т-8) и др. Учет каждого работника ведется в личной карточке (ф. Т-2), в которой содержатся сведения об образовании, профессии (с последующими их изменениями), месте работы, табельном номере и др.

Учет использования рабочего времени (явки на работу, отработанное время, простои, невыходы на работу по различным причинам и др.) ведется в табеле (ф. Т-13 и ф. Т-12) по категориям работающих, и в пределах категорий - в порядке табельных номеров или алфавита.

На основании пункта 13.3 указанной инструкции не включаются в списочный состав работники, принятые по совместительству из других предприятий.

Кроме того, дополнительно сообщаем, что согласно положению о порядке ведения трудовых книжек, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 года N 656, после приема работника на работу трудовая книжка его хранится у администрации.

На основании статьи 5 Закона Республики Казахстан "О налоговой службе Министерства финансов Республики Казахстан" к основным обязанностям органов налоговой службы относится разработка форм налоговых расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Кроме того, на основании статьи 11 данного Закона в права налогоплательщика входит предъявление и предоставление документов, подтверждающих право на льготы по налогам и платежам.

На основании изложенного для предоставления льгот предприятиям, использующим труд инвалидов, налоговым инспекциям на местах необходимо требовать представления плательщиками в налоговые органы, одновременно с отчетностью и расчетами по налогам и платежам, справок, отражающих процент среднесписочной численности инвалидов в общей среднесписочной численности, а также списки работающих инвалидов с указанием номеров удостоверений инвалидов.

К плательщикам, допустившим искажение данных, которые привели к занижению налогооблагаемой прибыли или других объектов налогообложения, применяются финансовые санкции, предусмотренные статьей 12 Закона Республики Казахстан "О налоговой системе в Республике Казахстан", а на должностных лиц, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы.

 

Контакты

Республика Казахстан, г. Алматы, A05C9Y3
ул.Гоголя, 111, уг. ул.Наурызбай батыра
Тел.: +7 (727) 244 55 66, 244 55 77
Факс: +7 (727) 278 07 76
E-mail: